Государственная символика Республики Беларусь

  ru     en     pl  
Электронная торговая площадка Торгибел





Главная  

Оптимизация контрольно-надзорной деятельности на современном этапе – важное условие для дальнейшего развития малого предпринимательства
02.03.2017
Пресс-служба Госстандарта

 

Такое мнение высказал председатель Госстандарта Виктор Назаренко, который принимает участие в работе рабочей группы по вопросам совершенствования контрольной деятельности и исключению излишних требований к бизнесу.

 

Говоря об оптимизации контрольно-надзорной деятельности, он подчеркнул, что данная тема актуальна всегда, и этот процесс в течение последних десяти лет идет постоянно. При этом важно учитывать особенность современного этапа. С одной стороны, организации испытывают сложности при ведении бизнеса, а с другой – страна работает в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), наши границы открыты и на внутренний рынок обеспечен свободный доступ любых товаров. «Поэтому сейчас нужно найти такую оптимальную достаточность надзорных мероприятий, чтобы не создать ненужных трудностей тем, кто производит и реализует продукцию, и обеспечить эффективный надзор на рынке с целью его защиты от небезопасной продукции», – считает Виктор Назаренко.

В настоящее время принято 40 единых для пяти стран ЕАЭС технических регламентов на различные виды продукции, из которых 35 уже вступили в силу. «Эти документы принимались консенсусом, по результатам длительных и серьезных переговоров, с участием бизнеса всех стран, и мы считаем, что установленные в них требования, касающиеся безопасности для человека и окружающей среды, достаточно оптимальны, – отметил Виктор Назаренко. – Вместе с тем, в процедурах оценки соответствия этим требованиям могут быть учтены особенности небольших объемов товаров, которые реализовывают организации малого и среднего бизнеса».
По его мнению, проходить те или иные процедуры оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) (сертификация, декларирование соответствия, испытания, государственная регистрация и др.) организациям малого и среднего бизнеса сложнее, чем изготовителям и импортерам. «Поэтому совместными усилиями в течение марта нам предстоит выработать такой механизм, который позволил бы максимально возможно разгрузить малый и средний бизнес от проведения ими отдельных процедур оценки соответствия, и перенести основную нагрузку на изготовителей и оптовое звено, – говорит руководитель комитета. – При этом в любом случае продукция должна быть безопасна и соответствовать заявленным характеристикам, вне зависимости от того, кто ее предлагает – малое или крупное предприятие».

Кроме этого, Госстандарт совместно с Минздравом, Минсельхозпродом, МЧС подготовил изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2015 г. № 529, касающееся распределения надзора за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС), с целью исключения дублирования функций несколькими органами госуправления.
Комитет также принимает меры по оптимизации обязательных технических требований к продукции, установленных на национальном уровне. Здесь есть определенные возможности. В стране сейчас действует 1164 технических кодекса установившейся практики (ТКП), разработанных различными органами госуправления. По этим документам должна быть проделана серьезная работа по их пересмотру. Из них должны быть исключены административные процедуры и требования, которые не относятся к вопросам безопасности. В результате обязательными должны остаться те ТКП, по которым будет принято соответствующее решение Правительства. Данная работа также предусмотрена в рамках реализации нового закона в области технического нормирования и стандартизации, который вступает в силу с 30 июля 2017 года.

В Госстандарте также считают необходимым значительно сократить количество действующих в стране технических условий, которые разрабатываются самими изготовителями или импортерами для выпуска продукции. Фонд таких документов превышает 30 000 документов, что является не совсем обоснованным. На основные виды продукции сегодня есть государственные стандарты, которые доступны и добровольны для применения, и потребители больше доверяют изготовленной по ним продукции. Разработка технических условий может быть оставлена там, где это необходимо в обязательном порядке, например, при производстве сложной технической продукции.
Госстандартом также будут проанализированы нормативные правовые акты, в которых есть ссылки на государственные стандарты, что делает их обязательными. В стране сегодня действует более 25 000 документов, из которых абсолютное большинство – это межгосударственные стандарты ГОСТ, применяемые в странах СНГ и ЕАЭС. Национальные разработки (СТБ) насчитывают порядка 5 000. Более половины из всего этого количества гармонизированы с международными и европейскими требованиями. «Стандарты – это те документы, которые являются языком производителя и торговли, позволяют любому предприятию освоить ту или иную продукцию и поставлять ее на рынок, в том числе наших зарубежных партнеров. Поэтому важно, чтобы сегодня не складывалось впечатление, что можно аннулировать все действующие в стране документы и при этом говорить о производстве технически сложной, инновационной и конкурентоспособной продукции, – предостерегает Виктор Назаренко. – Для того, чтобы говорить о новых видах продукции, нужно знать международные стандарты, каким путем развивается наука за пределами нашей страны и обязательно учитывать это при создании отечественной продукции».
Все указанные направления мер сейчас детально прорабатываются Госстандартом совместно с органами госуправления, бизнесом и сформированные позиции будут предложены для дальнейшего рассмотрения рабочей группой.




Домашняя страница Написать письмо Сделать стартовой страницей Добавить в избранное

































Информация о ТНПА,
утверждаемых Госстандартом














Национальный информационный центр по ТБТ и СФС





Научно-практический журнал "Стандартизация"
Научно-технический журнал "Метрология и приборостроение"
Научно-практический журнал "Энергоэффек-
тивность"
Другие издания




© 2001-2017 Госстандарт